Кто может применять упрощенку

Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, чтобы не потерять право на выгодный спецрежим, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
• на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
• на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
• на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);
• на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);
14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;
16) казенные и бюджетные учреждения;
17) иностранные организации;
18) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;
19) микрофинансовые организации;
20) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).


Условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:
1. размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
2. средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
3. остаточная стоимость основных средств не превышает 150 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Лимит дохода для тех, кто хочет перейти на УСН

Как определить лимит доходов тем, кто хочет начать применять УСН?

Размер доходов, которые позволят перейти на упрощенку со следующего года, организации определяют за 9 месяцев текущего года. То есть, чтобы перейти на УСН с 2018 года, фактическая сумма доходов организации за девять месяцев 2017 года не должна быть больше 112 500 000 руб. Это окончательная величина. Индексировать ее на коэффициент-дефлятор не нужно, так как действие абзаца 2 пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ приостановлено до 1 января 2020 года (п. 4 ст. 5 Закона от 3 июля 2016 № 243-ФЗ).

В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы прибыли контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль рассчитывают по специальным ставкам (п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Вновь созданные организации и впервые зарегистрированные предприниматели при определенных условиях вправе применять упрощенку с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку до регистрации такие организации (предприниматели) никакой деятельности не вели, ограничение по предельной величине доходов на них не распространяется.


На действующих предпринимателей ограничение по лимиту доходов при переходе на упрощенку тоже не распространяется. Однако после перехода на спецрежим контролировать предельный размер доходов им придется так же, как и организациям. Если в течение года доходы предпринимателя превысят 150 млн руб., он нарушит условия спецрежима. А значит, придется отказаться от упрощенки с начала квартала, в котором допущено такое нарушение. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Такие же разъяснения есть в письме Минфина России от 1 марта 2013 № 03-11-09/6114.

Автономные учреждения при расчете лимита в состав доходов не включают субсидии, полученные ими на выполнение государственного (муниципального) задания (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).


Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.

Лимит дохода для тех, кто уже применяет УСН

Как определить лимит доходов тем, кто хочет продолжить применять УСН?

Лимит текущих доходов, превысив который организация теряет право на упрощенку, составляет 150 000 000 руб. Это окончательная величина. Индексировать ее на коэффициент-дефлятор не нужно, так как действие абзаца 2 пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ приостановлено до 1 января 2020 года (п. 4 ст. 5 Закона от 3 июля 2016 № 243-ФЗ).

Доходы определяйте на основании показателей налогового учета. То есть по данным, отраженным в книге учета доходов и расходов. При расчете суммы предельного дохода учитывайте:
  1. доходы от реализации, которые определяют согласно статье 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  2. внереализационные доходы, которые признают согласно статье 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  3. поступившие авансы, если до перехода на упрощенку рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).

Посредники – комиссионеры, агенты, поверенные при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики – комитенты и принципалы – включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.

Определяя лимит, не нужно учитывать следующие доходы:
  • от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • те, что были получены в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
  • те, которые предусмотрены статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • поступления от контролируемых иностранных компаний, дивиденды и проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, которые облагаются налогом на прибыль (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
  • начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).

Точно так же контролировать предельный размер доходов должны вновь созданные организации (впервые зарегистрированные предприниматели), которые применяют упрощенку с даты постановки на налоговый учет. Если продолжительность первого налогового периода у таких плательщиков меньше года (например, если предприниматель впервые зарегистрировался в апреле), уменьшать предельно допустимую величину доходов пропорционально фактически отработанному времени не нужно. В течение первого года деятельности они могут применять упрощенку до тех пор, пока объем полученных доходов не превысит сумму 150 000 000 руб. Это следует из пункта 2 статьи 346.12, пунктов 2–4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 5 Закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ. Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 15 января 2007 г. № 03-11-04/2/10.


Ситуация: можно ли применять упрощенку, если суммарный доход от деятельности, часть которой переведена на ЕНВД, превысил предельную величину 150 000 000 руб.

Ответ: Да, можно. Главное, чтобы предельную величину не превысили доходы, полученные в рамках деятельности на упрощенке.

Ведь при расчете лимита доходы от деятельности на ЕНВД не учитывают. В расчет берут те, что получены от части бизнеса на упрощенке. При этом предельную величину доходов определяют в общеустановленном порядке.

И вот если доход от деятельности на упрощенке превысит установленный предел, тогда придется перейти на общий режим. В 2017 году предельная величина доходов для тех, кто уже применяет упрощенку, составляет 150 000 000 руб.

Все это следует из пунктов 2, 4 статьи 346.12, пунктов 4, 4.1 статьи 346.13, статей 346.15, 346.17, подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 5 Закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ.


Ситуация: нужно ли учитывать доходы присоединенной организации, подсчитывая лимит для подтверждения права применять УСН после реорганизации

Ответ: Да, нужно. Дело в том, что доходы присоединенной организации после реорганизации становятся доходами реорганизованной компании. Новое юридическое лицо при этом не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность, а ее права и обязанности переходят к реорганизованной. Это следует из пункта 4 статьи 57 и пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Если с учетом доходов присоединенной организации общая их сумма с начала года будет больше действующего лимита – в 2017 году это 150 000 000 руб., то от УСН придется отказаться. Перейти на другой режим налогообложения такая организация должна будет с начала квартала, в котором завершилась реорганизация. Это следует из пункта 2 статьи 346.12, пунктов 4, 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 5 Закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-06/2/104, от 7 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/70.

Реорганизацию считают завершенной в момент, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что присоединенная организация прекратила свою деятельность (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

(Источник: НК РФ, журнал «Главбух»)